Конкурс проводился
с 22 июля по 30 сентября 2013 года

Пароль

Афанасьев Антон 

15.08.2013 16:14

Нижегородская область

    Комаровский скит и скит Новый Шарпан

    Впервые слово "скит" я услышал когда, когда начал заниматься кладоискательством. Сначала я не понимал вообще, что это такое, но многие копари очень любили бродить с металлоискателями в районе скитов, поэтому у меня сразу сложилось впечатление, что это были довольно богатые поселения. Позже я, конечно, разузнал, что это такое: скит - это своеобразное поселение, как правило, уединенное и монастырского типа. 
    Скажу сразу, местоположения их я раскрывать не буду, найти их довольно сложно. У меня, конечно же, есть точные координаты эти мест, так как я везде хожу с GPS-приемником. Но можно их при желании можно и без него. Поэтому те, кому это надо сами найдут, это не секретная информация. Но, ещё раз, покататься и побродить по нашим полям-лесам мне пришлось порядочно.   Причем местные жители часто и сами не знают, что живут рядом с бывшими скитами - и это понятно - часто он них остается только ветхое кладбище, а то и просто пара голубцов да прудик. Но гуляя по таким местам, невольно ощущаешь чувство какой-то запредельной древности. Знаете, у меня такого не было даже внутри пирамид, а гуляя по комаровскому кладбищу - было. Тут ты прикасаешься со своей родной историей, уже далекой, но все ещё доступной. Только ради этого следующим летом я продолжу искать оставшиеся скиты и делать про них репортажи.
    Ну все, хватит лирики, давайте немного окунемся в историю и посмотри, что же осталось от прошлых центов старообрядчества в России 
D:\Dropbox\Photos\староверы_рт\IMG_1751 (1)_новый размер.jpg

    На нижегородской земле было очень много скитов, и все они неразлучно связаны с таким событием 17 века, как раскол русской православной церкви. Я не ставлю цели подробно рассказать о причинах раскола, если кто-то этим заинтересовался, можно почитать многочисленную литературу и информацию в интернете - её довольно много. Однако про сам раскол и его последствия я немного расскажу, чтоб вы представляли себе общую картину происходящего, без этого трудно будет полностью представить жизнь скитов до их разрушения. Я не историк и не религиовед, поэтому расскажу все "на пальцах"
    Как известно, 17 век в России был веком, когда начала править новая династия царей - Романовы. После польской интервенции в стране царила разруха и хаос, государство практически заново строилось. В середине 17 века оно более менее поднялось с колен, разогнав оставшихся иностранцев и лжецарей. На этом фоне в духовенстве появилась группа так называемых "боголюбцев", которые боролись как за чистоту нравов, так и за верховную власть церкви в обществе. Среди них было много впоследствии известных людей - Неронов, будущий патриарх Никон, главный мыслитель старообрядчества Аввакум и  некоторые другие. Да, начинали они вместе и идеи у них были одинаковые, но немногим позже их взгляды разошлись - Никон, со временем приблизившийся к царю Алексею Михайловичу, был довольно властолюбивым человеком, мечтавшим о воцарении  православной державы - Руси как преемницы единственно правой веры  - византийской. Царь сначала поддержал эту идею,  призвал греческих церковников, чтоб те якобы привели русскую веру, давно ушедшую от канонов византийской, к канонам своей прародительницы. Однако греки сами давно отошли от византийской веры, как утверждают многие ученые, в русской вере было намного больше старины и ортодоксальности, нежели в новогреческой. Реформа была принята. Касалась она правки книг, богослужений, церковных обрядов и прочего. Все эти  реформы были приняты в 1650-1660 годах, когда Никон был поставлен патриархом Руси. 
    Именно эта реформа и вызвала раскол в церкви: те, кто не принимал новые книги и богослужения назывались раскольниками. Фактически приверженцы старой веры были объявлены вне закона. Сам же Никон, из-за своего характера, желания преобладания церкви над светской жизнью в стране, очень скоро лишился сана и был сослан в монастырь. При пересылке из одного монастыря в другой бывший Патриарх скончался...
   После этого стали образовываться всевозможные деления на толки, основными были беспоповство и поповство. На самом деле эти толки тоже делились на огромное количество более мелких (нетовцы, федосеевцы, даниловцы, спасовцы и другие). Разница их была в том, что беспоповцы не признавали священство, которое было рукоположено после раскола, а поповцы - принимали, причем часто "беглых" священников от новой церкви. Основным центром поповства был нижегородский край, а беспоповцы в основном проживали в северных областях страны
    Бывшие "коллеги" Никона были также сосланы в дальнюю ссылку на север. Большинство из них держали в темных землянках, пытали, морили голодом, но все равно такие люди, как Аввакум и оттуда рассылали свои послания по все Руси. Кстати, большинство из них до самой смерти надеялись, что царь отменит эти нововведения и восстановит старые порядки. Царь не отменил. Аввакума, как и многих других старообрядцев, казнили...
    До сих пор РПЦ служит по исправленным книгам и новым канонам, правда сейчас Русская Православная Старообрядческая церковь не находится в гонении и любой человек моет стать её прихожанином. 
    Но не всегда было так. При Алексее Михайловиче их пытали, казнили, выдирали ноздри...  При Петре, в детстве сильно напуганном стрелецким бунтом (практически все стрельцы были приверженцами старой веры), их также выслеживали, облагали огромными дополнительными налогами (на бороды, на старорусскую одежду...). Многие из старообрядческих толков даже считали его антихристом. Особенно после так называемого "питиримого разоренья", когда патриарх Питирим прошелся по скитам и многие из них разрушил, выгоняя жителей по деревням, а то и загоняя в тюрьмы. Правда позже, когда Петр понял, что большинство крупных промышленников и купцов тоже старообрядцы и приносят неплохой доход казне, немного смягчился к ним. Но все равно, до эпохи Екатерины II они были фактически вне закона.
    Екатерина официально признала старообрядчество и даже насильно переселяла многие крупные заграничные поселения старообрядцев обратно в Россию (а за время гонений их за границей образовалось очень немало.) 
    Вторым гонителем старообрядчества стал Николай I, который также посылал "разорять" керженецкие скиты, и не кого-то, а того самого Мельникова-Печерского, так хорошо описавшего быт и нравы старообрядческой среды в своих "В лесах" и "На горах"! Да, именно он, как бы казалось, любитель всей этой старины, заправлял николаевскими гонениями старообрядцев в нижегородской крае.
    Почему именно нижегородский? Потому что, как я уже сказал, у нас, на реке Керженец, был центр поповства. Скиты тут появились еще до раскола, например Смоляны, которые прошлым летом я так и не нашел.

Карта тех мест 1735 года                                           Кучер, возивший Мельникова-Печерского
Photobucket    Photobucket
Начну рассказ с двух скитов: самого крупного, Комаровского, и поменьше, Нового Шарпана.
    Вот так сегодня выглядит Комаровский скит. Ничего, кроме двухметрового креста в поле овса и не напоминает о том, что когда тот тут было большое поселение. Здесь стояло  около 50 обителей, в которых проживало более 2000 человек. 
D:\Dropbox\Photos\староверы_рт\IMG_1748_новый размер.jpg
    Основан скит был в конце 17 века неким Комаром - отсюда и название. Как и многие другие керженецкие скиты, был разрушен во время питиримого разоренья, но при Екатерине вновь отстроен. До московской чумы 1771 года про него практически никто не знал, но в этом году сюда пришли люди, сделавшие его знаменитым на всю Россию: Иона Курносый и Манефа Старая.
    Кстати, именно Комаровский скит - одно из главных мест, где проходят события, описанные в книге Мельникова-Печерского "В лесах"!
Фотография скита конца 19 века.Сейчас от него осталось только кладбище на берегу ручья. 
D:\Dropbox\Photos\староверы_рт\IMG_1751_новый размер.jpg
Всего в Комаровском скиту в разное время было три Манефы, это могила последней из живущих там - в 1927 году скит был полностью расселен...

D:\Dropbox\Photos\староверы_рт\IMG_1752_новый размер.jpg
    Поваленная сосна, кору которой грызли, так как считали чудодейственной и помогающей избавиться от зубной боли
Photobucket
Сейчас от могилы Ионы Курносого остался, как говорят, только крест, который я, кстати, так и не смог найти. Его могила является местом паломничества старообрядцев
Везде ещё видны домовые ямы - когда-то тут стояла изба
D:\Dropbox\Photos\староверы_рт\IMG_1757_новый размер.jpg
Но главным местом паломничества является могила Манефы Старой, при которой скит и возвысился. Сейчас она выглядит вот так
D:\Dropbox\Photos\староверы_рт\IMG_1765_новый размер.jpg
Надгробье с трудночитаемыми буквами
D:\Dropbox\Photos\староверы_рт\IMG_1773_новый размер.jpg
Манефина обитель, конец 19 века
Photobucket

    Скит Новый Шарпан не такой старый и был основан в середине 19 века после "выгонки" Старого Шарпана - одного из первых скитов на Керженце.  Основан он был у могилы преподобной Фервонии, которая, по поверью, источала в первый лень Пасхи целебную воду. Скит был закрыт в 1928 году... Сейчас он выглядит вот так. Да, небольшой лесок в огромном поле
D:\Dropbox\Photos\староверы_рт\IMG_1817_новый размер.jpg
А вот фотография его конца 19 века
Photobucket
Этот скит я очень долго искал и наткнулся на него лишь благодаря этому пруду - ну не бывает просто так в поле таких водоемов!
D:\Dropbox\Photos\староверы_рт\IMG_1794_новый размер.jpg
Немного походив вокруг да около я нашел и могилу Февронии
D:\Dropbox\Photos\староверы_рт\IMG_1796_новый размер.jpg
А в 19 веке она выглядела совсем по-другому
Photobucket
Сейчас кладбище огорожено ветхим забором, через который просматривается старое кладбище
D:\Dropbox\Photos\староверы_рт\IMG_1804_новый размер.jpg
Видите на заднем фоне те же ворота? Только тополя ещё молоденькие...
Photobucket

Вскоре нахожу и сам указатель скита

D:\Dropbox\Photos\староверы_рт\IMG_1815_новый размер.jpg

    Осинковский и Оленевский скиты, Шарпан, могилы отцов Иосифа и Даниила

    На самом деле для меня всегда являлось вопросом, почему же, если на старообрядчество были такие гонения, они аж до революции сохраняли такое большое количество своих приверженцев? Одной из причин этого было то, что старообрядцы были очень предприимчивыми, деловыми, работящими людьми, не любившими тратить денег понапрасну и отвергающие пьянство. Прекрасным представителем нижегородской старообрядческой общины был Николай Александрович Бугров.
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/d/d3/Nikolay_Bugrov.jpg/220px-Nikolay_Bugrov.jpg
    Кстати, его отец и дед были такими же прекрасными предпринимателями и благотворителями.
    Бугров  был одним из успешнейших предпринимателей России, и уж точно самым успешным нижегородцем! До сих пор по всей области у нас сохранились его мельницы, промышленные и не только промышленные здания, построенные этим лидером беглопоповской общины. Кстати, производство такой интересной вещи, как лестовка, свойственной старообрядцам, занимался именно он
D:\Dropbox\Photos\староверы_рт\800px-Lestovka_новый размер.jpg
    Очень многие дома были построены именно им, причем не только дома, приносящие доход, но и многочисленные ночлежки для бездомных (на Рождественской, например), вдовьи дома (ныне политеховское общежитие №2 на площади Лядова).
    А таких "бугровых" по всей России было не так уж и мало, особенно в Москве, торговом Поволжье, промышленном Урале и в Сибири. Во многом именно благодаря им старообрядчество не просто не сдавало позиций, но и расширялось.
    Ну что ж, небольшой экскурс в историю закончен, перейдем, пожалуй, и к самим скитам. Сначала расскажу про самый первый скит, который я посетил, и найти который не составляет никакого труда. С семеновской трассы он выглядит примерно так. Поле да лес. Но если прогуляться по этому полю, то на его окраине видно современное кладбище, от которого в глубь леса ведет тропинка. По ней-то и надо идти, чтоб попасть на бывший Осинковский скит
D:\Dropbox\Photos\староверы_рт\IMG_0738_новый размер.jpg
    Местность там довольно болотистая, рядом протекает небольшая речушка, в которой, как говорят местные, иногда находят камни от старых келий. Я, правда, ни одного камня там не нашел. У самого начала тропинки выставлен информационный знак - место это является памятником истории регионального значения, как, на самом деле, многие скиты на Нижегородчине. Табличка рассказывает историю про иноков, которые жили тут в уединении со своих кельях и предпочли сгореть, нежели сдаться петровским разорителям. Ещё говаривают, что все свои накопленные сбережения они спрятали в колодце, над которым сейчас стоит часовенка, а люди со всего района приезжают сюда набрать воды. 
    Кстати, это был не самый страшный случай самосожжения. После раскола люди жгли себя целыми деревнями и селами! Огромную роль в этом сыграли такие проповедники самосожжения как Капитон и Варнава - своими проповедями они увлекли в огонь не одну тысячу людей. Именно в огне они видели единственный выход из сложившейся ситуации, ведь антихрист уже пришел на землю, и лучше сгореть, чем попасть в его сети. Под антихристом, кроме всего прочего, понимали и патриарха Никона, и Петра... Большинство наставников старообрядчества были против самосожжения, но гари ещё долго полыхали по всей России... 
До самой часовни проложена дощатая тропинка, так что Осинковский скит является единственным обустроенным до такой степени местом, где когда-то жили старообрядцы.  

Вокруг все покрыто черникой, и часто попадаются грибы

На месте келий, где сгорели иноки, вкопаны пять голбцов, за которыми бережно ухаживают. 
 D:\Dropbox\Photos\староверы_рт\IMG_0747_новый размер.jpg  D:\Dropbox\Photos\староверы_рт\IMG_0762_новый размер.jpg
Если немного углубиться в лес, то натыкаешься на скитское кладбище
D:\Dropbox\Photos\староверы_рт\IMG_0766_новый размер.jpg
Рядом видно довольно много домовых ям - когда то тут были избы
А вот и сама часовенка - внутри находится обустроенный колодец, где каждый может набрать воды
D:\Dropbox\Photos\староверы_рт\IMG_0778_новый размер.jpg
 Набрали её и мы, после чего направились в Оленевский скит - ныне это деревня Большое Оленево - она была основана именно на месте бывшего скита.
    Оленевский скит был основан ещё до раскола, аж в 15 веке, и является древнейшим в Нижегородской области. После событий середины 17 века его обитатели не приняли новых правил и ушли в раскол. От скита практически ничего не осталось, а ведь когда-то это был один из самых больших скитов на Керженце! На месте старых кладбищ стоят кресты, могил практически нет.
D:\Dropbox\Photos\староверы_рт\IMG_0779_новый размер.jpg
    Зато есть деревня. В интернете полно копипастной информации, что дома тут выстроены в традиционном для скита виде - "стаи", однако на самом деле домов то тут практически не осталось - все застроено несуразными дачами и ни о каких "стаях" и речи нет! Так же и обстоит дело со старообрядцами, "которые ухаживают за могилами на остатках трёх старых кладбищ на могилах которых, за отсутствием моленной, совершаются по праздникам богослужения." Никаких старообрядцев тут уже давно нет, ещё с 70х что ли годов.
Более-менее старые дома можно пересчитать по пальцам
D:\Dropbox\Photos\староверы_рт\IMG_0798_новый размер.jpg
    Именно эта бабушка рассказала нам, что никаких старообрядцев в деревне теперь и в помине нет, я что даже тот, кто что-то про них помнит, уже скоро "на тот свет сойдет". Поэтому пообщаться со стариками-староверами мне так в том году и не удалось. Хотя очень хочется сделать репортаж про то, как живут староверы сейчас, какой у них быт, надеюсь, в этом году смогу это сделать.
D:\Dropbox\Photos\староверы_рт\IMG_0804_новый размер.jpg
    А вот места там невероятно живописные! Сосновый бор, который высится на пригорке у болота, дорога через это болото, уложенная бревнами - все это наводит на мысль, что старообрядцы не просто прятались в недоступных местах, но и выбирали их максимально удобными для автономного проживания. На своей легковушке я там еще пробрался

    В этот день скитов мы больше не искали, а в следующий раз я уже поехал на поиски один, целью были Голендухин скит, так мной и не найденный, хотя я опросил половину деревни, около которой он должен был располагаться, зато недалеко от неё я  нашел (судя по описанию и координатам) скит Старый Шарпан, но сейчас все более склоняюсь к мысли, что это все же не он, а просто старое кладбище.
D:\Dropbox\Photos\староверы_рт\IMG_1791_новый размер.jpg
    Последним из скитов, которые я планировал найти в прошлом году, был скит Смоляны, основанный старообрядцами с очень знатными фамилиями: Салтыковым и братьями Потемкиными, но так и не нашел его. Где-то рядом располагается ещё и скит Семь Дев, но и его я не смог найти! Даже проводника нашел в деревне, очень интересный мужик оказался! Обещал все разведать у местных лесорубов, но что-то так и не позвонил.
    Зато он показал мне могилы инокосхимника Даниила «и с ним две тысячи братьев и сестер сожженных» и могилу инокосхимника Иосифа, которые располагались на дремучей лесной дороге, где-то между двумя полуживыми деревнями. Без него я ни за что бы их не нашел! Мужик очень интересный, пока мы шли, рассказал, про то, как они валят в лесу деревья, продают их за бесценок, про то, как у их лесного домика волки бродят... 

   D:\Dropbox\Photos\староверы_рт\IMG_1835_новый размер.jpg  D:\Dropbox\Photos\староверы_рт\14_новый размер.jpg
                                                                                                А вот старообрядцы-странники конца 19 века для сравнения

    После часа блужданий по болоту и лесной дороге, мы пришли к могиле отца Иосифа. Чем он славен, я так и не узнал - в  интернете я информации не нашел, мой проводник этого тоже не знал...
                                                     D:\Dropbox\Photos\староверы_рт\IMG_1819_новый размер.jpg
    Попрощавшись с лесником, я пошел обратно по лесной дороге, заглянув на старое кладбище. На нем я обнаружил ещё одну особенную могилу, на кресте, установленном там, было написано "Отец Даниил, сожженный с двумя тысячами братьев и сестер"
На кресте висят лестовки, а рядом лежит какая-то старя книга
                               D:\Dropbox\Photos\староверы_рт\IMG_1839_новый размер.jpg
На самом кладбище также много старых крестов и голбцов

    К могилам старообрядческих отцов: Никандрия, Серапиона, Трефилия и Софонтия
    Вообще, начиная с простого любопытства, тема заволжского старообрядчества плавно превратилась в довольно масштабную работу по описанию не только исторических мест, но и (что оказалось намного интереснее) быта и жизни, как религиозной, так и повседневной, самих староверов. Информации про это практически нет, людей, которые хорошо помнят что-то, тоже практически не осталось в живых. Сами локации найти практически нереально - для этого я полностью записываю все свои поездки в GPS-трек, после чего скидываю их в Лайтрум  и добавляю точные координаты к каждой фотографии, чтоб потом можно было без проблем найти нужное место. Это пока самый масштабный (как по затраченному времени, так и финансово) мой фотопроект, закончить который я планирую только к концу этого года, после чего надеюсь сформировать большую  цельную фотоисторию. Пока же все, что вы видите в моих постах - это наброски и, как бы, черновая работа, эдакий блогерский вариант. Поэтому мне очень важны отзывы читателей: что я делаю правильно, что нет, что ещё хотелось бы узнать и увидеть по этой теме. Так что пишите не стесняйтесь - критика - двигатель прогресса!
    В те выходные я бросил все силы на поиски могил старообрядческих отцов, скудную информацию о которых я нашел на просторах интернета. Точнее, самой информации я почти и не нашел, лишь разрозненные данные по местонахождению их могил. Первой в поездке была могила отца Никандрия, которую найти оказалось довольно легко - прям в деревне Шарпано
D:\Dropbox\Photos\староверы_рт\IMG_2499_новый размер.jpg
Его могила находится на деревенском кладбище, совсем недалеко от деревни.
Снаружи она выглядит вот так
 photo IMG_2443.jpg
    Рядом старообрядческое кладбище. Почему то, очень часто вот такие небольшие восьмиконечные кресты я наблюдаю на деревьях.
D:\Dropbox\Photos\староверы_рт\IMG_2461_новый размер.jpg
Чуть ниже течет небольшая речушка, на берегу которой и жил отец Никандрий
D:\Dropbox\Photos\староверы_рт\IMG_2468_новый размер.jpg
   На месте расположения его полуземлянки теперь вот такая мусорная куча... Жители говорят, что до свалки на этом месте были видны ещё те старые бревна, вкопанные в землю - именно это и была его обитель. Сейчас, несмотря на то, что это место официально находится на охране государства (Документ о принятии на госохрану № 219), его состояние, как вы видите, плачевное...
    Около реки находится колодец с прекрасной чистой водой. В самой деревне староверов почти не осталось...
    Нина Александровна себя не относит к старообрядцам, но дома у неё все иконы - старообрядческие. Все её предки были строверами, вот и она хранит эти иконы. Сейчас, говорит, приезжает много людей, которые привозят новодельные иконы и обменивают на них старые - бабушкам особо  нет разницы, а те менялы, скорее всего, просто реставрируют раритеты и продают...
 - Да лучше поменять, а то ведь тогда просто приедут и ограбят, - вздыхает она...
D:\Dropbox\Photos\староверы_рт\IMG_2514_новый размер.jpg
На обратном пути на одном из деревенских кладбищ нахожу ещё одну памятную могилу - отца Серапиона.
D:\Dropbox\Photos\староверы_рт\IMG_2578_новый размер.jpg


D:\Dropbox\Photos\староверы_рт\IMG_2590_новый размер.jpg
    А вот на могиле Софонтия установлен новый крест, а само кладбище, где когда-то находился Духовский скит, находится в лесах, километрах в трех от Кировской трассы, недалеко от Семенова. От скита не осталось вообще ничего, а на месте, где когда-то жил Софонтий, стоит памятный крест.
    Вот что про него пишет Мельников-Печерский:
"— Доброе дело, Василий Борисыч, доброе дело. — одобряла московского посланника Манефа. — Побывай на гробнице, помяни отца Софонтия, помолись у честных мощей его…
     Великий был радетель древлего благочестия!.. От уст его богоданная благодать яко светолучная заря на Керженце и по всему христианству воссияла, из рода в род славна память его!.. Читывал ли ты житие то отца Софонтия?
     — Не приводилось, матушка, — ответил Василий Борисыч. — Очень оно редкостно… Сколько книг ни прочел, сколько «сборников» да «цветников» на веку своем ни видал, ни в одном Софонтиева жития не попадалось.
     — Сказание о житии и жизни преподобного отца нашего Софонтия и отчасти чудес его точно что редкостно; мало где найдется его, — молвила Манефа. — Ты послушай ка, вот я расскажу тебе про него, про нашего керженского угодника, про скитского молитвенника преподобного и богоносного отца нашего Софонтия…
     Был священноиноком в Соловецкой киновии, крещение имел старое, до патриарха Никона, хиротонию же новую, от новгородского Питирима… Пришел отец Софонтий в здешние страны и поставил невеликий скиток неподалеку от Деянова починка, в лесу. Первый он был в здешних лесах священник новой хиротонии… С него и зачалось «бегствующее» от великороссийской церкви священство… А до пришествия Софонтиева на Керженец, на Смольянах, у бояр Потемкиных да у Салтыкова, жил черный поп Дионисий Шуйский, пребывая в великом подвизе, да Трифилий иерей, пришедый из Вологды, да черный поп Сергий из Ярославля… И те отцы старого рукоположенья соборно прияли отца Софонтия… И жил отец Софонтий в здешних лесах немалое время, право правяще слово истины… Церковные обычаи утвердил, смущения и бури на церковь божию, от Онуфрия воздвигнутые, утишил, увещающе возмутителей и приводяще им во свидетельство соборные правила… Подвиги же его духовные и труды телеснии кто исповесть?.. И по мнозех подвизех течение сверши — ко господу отыде… И честные мощи его нетленны и целокупны во благоухании святыни почивают… Великие исцеления подают с верою к ним притекающим… И в том все христиане в наших лесах уверены довольно.
     — Сказывали, матушка, про отца Софонтия, что людей он жигал. Правда ли это? — спросил Василий Борисыч. Нахмурилась Манефа, взглянув на совопросника.
     — Не нам судить о том, — строго сказала она. — Нам ли испытывать дела отец преподобных?.. Это с того больше взяли, что отец  Софонтий священноинока Варлаама с братиею благословил в келии сгорети… А смутьяны Онуфриева скита в вину ему то поставили, на Ветку жалобны грамоты о том писали, а с Ветки отца Софонтия корили, обличить же не обличили… А хотя бы и вправду людей он жигал? Блажен извол о господе!..
     Это нынешним слабым людям, прелестию мира смущенным, стало на удивление, а прежним ревнителям древлего благочестия было за всеобдержный обычай… Оттого то теперешни люди не токмо дивуются, но хулят даже сожжение грешныя плоти небесного ради царствия…"

D:\Dropbox\Photos\староверы_рт\IMG_2607_новый размер.jpg
    На его могиле я встретил несколько бабушек, которые приводили оставшиеся здесь немногие могилы в порядок.
D:\Dropbox\Photos\староверы_рт\IMG_2627_новый размер.jpg
    Но, пожалуй, самая "популярная" у староверов местность была в свое время - район села Ларионово и Малое Зиновьево. Именно тут сосредоточено огромное количество памятных мест, скитов, и вообще, довольно много самих староверов.
Недалеко от Малого Зиновьева находится могила отца Трефилия. На ней растет вековая сосна. Вообще, это такая традиция у староверов - сажать на могиле дерево, отчего на многих старых могилах уже стоят очень большие деревья.
D:\Dropbox\Photos\староверы_рт\IMG_2674_новый размер.jpg


D:\Dropbox\Photos\староверы_рт\IMG_2670_новый размер.jpg
На поле я познакомился с местными пастухами - они одни из немногих, кто может показать, где находятся эти, скрытые от глаз простых людей, места.
D:\Dropbox\Photos\староверы_рт\IMG_2698_новый размер.jpg
    Рядом с полем расположен святой источник, у которого и жил отец Трефилий - там подрастающие пастухи набирают воду.

    Одинцовский, Фундриковский, Улангерский, Осинковский

    Одинцовский скит был основан в 18 веке и был беглопоповского согласия, рядос\м с ним находился Корельский скит, до которого я не стал идти, так как от него не осталось вообще ничего. Так как Одинцовский скит  располагался относительно недалеко от Семенова, то именно сюда ездили крестьяне для совершения треб, как утверждает история, в основном погребения умерших. Скит этот был небольшой, всего на 9 обителей. В 1840 году тут случился пожар и почти все скитники перешли в Гордеевский скит (кстати, один из немногих, так мной и не посещенный из-за своего удаленного местонахождения относительно остальной части скитов.) и в соседние деревни Одинца и Корельское. Поселений на месте самого скита никаких не осталось, однако жители местных деревень сходились на поклонение к могиле святой Маргариты, инокини Одинцовских келий, и ее колодчику со святой водой. Согласно легенде, матушка Маргарита вознеслась на том месте, где образовался колодец. Главным объектом паломничества является могила матери Маргариты и расположенный рядом с ней источник воды, почитаемой староверами как целебная. К ней мы и прогуляемся. 
    Доехать на машине туда нереально, пришлось оставить её в соседней деревне у дома местных и идти дальше пешком. Дороги исключительно лесовозные, так что тут или на шишиге или на велосипеде. 
D:\Dropbox\Photos\староверы_рт\IMG_1950_новый размер.jpg
Был там с мае - сморчков было море!
Вот так сейчас выглядит место, где когда то находится скит
D:\Dropbox\Photos\староверы_рт\IMG_1957_новый размер.jpg
У берега Алсмы через чащу еле заметил голбец - это остатки скитского кладбища.
Сейчас кладбище выглядит вот так
D:\Dropbox\Photos\староверы_рт\IMG_1978_новый размер.jpg
    Иногда на деревьях видны прибитые кресты. Зачем они? Я не знаю, может дорогу указывают? А может находятся тут в память от том, что когда-то тут была келья...
Ещё одно кладбище
D:\Dropbox\Photos\староверы_рт\IMG_1994_новый размер.jpg
    Совершенно наобум поворачиваю на какую-то тропинку, куда меня направили жители деревни, у дома которых я поставил машину. "Поверни там, сынок, налево". Где там - я так и не понял, так как по пути этих "налево" было пруд пруди. Но почему-то  природное чутье очередной раз не подвело - свернул я правильно! Через несколько сот метров вижу табличку, новенькую, что именно тут начинается ещё одна едва заметная тропинка к источнику матушки Маргариты.

Выглядит он вот так
D:\Dropbox\Photos\староверы_рт\IMG_2016_новый размер.jpg
Алсма
D:\Dropbox\Photos\староверы_рт\IMG_2042_новый размер.jpg
Набрав воды, я пошел обратно, до Корельского скита не стал идти

 photo korelskiy_1_bespopovskii.jpg
    Дальше я поехал в Фундриковский скит, по пути спрашивая людей как же к нему проехать. Ориентиром служит деревня Фундриково, которая появилась на месте скита.

Фундриковский скит тоже основан в 18 в.

    "Дворянам Свечиным, владевшим здешними землями и крестьянами, в скиту принадлежала обитель с часовней. В начале ХIХ в. ее унаследовала от дочери помещика Свечина - Павлы Андреевны - основательница Улангерского скита дворянка Федосья Федоровна Сухонина, переселившаяся в Фундриково.

    Службы и требы в Фундриковском скиту отправлялись беглыми священниками. В 1826 г. здесь насчитывалось две обители. Официально скит был закрыт в 1852 г.

В начале ХХ в., по свидетельству Ю. Прилуцкого, в Фундриково имелась моленная, которая стояла в укромном месте в гумнах. В моленной стояли на почетных местах старинные святыни из Улангерских обителей: иконы святителя Николы, Божьей Матери и Животворящий крест, о которых рассказывались интересные предания. Икона Святой Троицы - новая, хорошего письма и большой стоимости - была пожертвована Зинаидой, сестрой Н. А. Бугрова"

Сейчас деревня выглядит так
D:\Dropbox\Photos\староверы_рт\IMG_2906_новый размер.jpg
Немного в стороне от деревни располагается то самое кладбище, где видны ещё старые голбцы
D:\Dropbox\Photos\староверы_рт\IMG_2892_новый размер.jpg
На кладбище висит улей - видимо, кто-то из местных занимается пчеловодством

Совсем рядом с Фундриково находится ныне заброшенная деревня Улангерь. Внезапно нахожу тут вот такую вещь
D:\Dropbox\Photos\староверы_рт\IMG_2908_новый размер.jpg


D:\Dropbox\Photos\староверы_рт\IMG_2910_новый размер.jpg
    "Улангерский скит был основан на р. Козленце в 80-х годах ХVIII в. при активном участии Галицкой помещицы Феодосии Федоровны Сухониной и дворянки Акулины Степановны Свечиной.

Скит был выстроен взамен "старого Улангера", находивщегося в Макарьевском уезде Костромской губернии и сгоревшего от молнии в крещенский сочельник. Разбежавшихся стариц сгоревшего скита Сухонина собрала в новую обитель. До середины ХIХ в. в Улангере почитался трехметровый деревянный крест, будто бы поставленный на выбранном дворянкой месте.

В разное время в скиту насчитывалось от 12 до 20 женских и мужских обителей, принадлежащих к беглопоповскому толку . Некоторые скитники придерживались беспоповского согласия . Улангерский скит считался боярским - в нем селились представители знатных родов , а в ХIХ в. его стали населять и выходцы из купечества вместе с домочадцами. Вдовые купчихи возглавляли обители и принимали схиму, их челядь постригалась в иноческий чин.

    Скит поддерживал тесные связи с московским Рогожским кладбищем, славился богатством и величием церковной службы - в отдельные праздники службу вели 12 иереев. На территории Улангеря почитались три старых кладбища. На одно из них, при бывшей мужской обители, приходили на поклонение Ионе и Илии, называемым преподобными, а также в Порфирину обитель на поклонение святой Фекле, мощи которой были найдены нетленными, когда копали могилу для игуменьи.

В 1838 г. Улангерский скит был переименован в селение. До самого разорения здесь жили две дворянки.
В ходе разорения скитов в 1855 г. планировалось переселение в Улангерский скит насельниц Оленевского и Комаровского. В 1856 г. часть жительниц д. Улангерь была вынуждена формально присоединиться к Осиновской единоверческой общине. После разорения скита его жители переселились в д. Ивановское и д. Фундриково, куда были перевезены все ценные книги и иконы.

    28 февраля 1858 г. Улангерский скит был окончательно уничтожен, моленная обращена в жилую избу, в которой жила одна единоверка.

    Улангерский скит - ныне д.Улангерь. Три самых старых дома - жители утверждают, что строили их 150 лет назад, - находятся на северном конце деревни по восточному порядку. По западному порядку в центре деревни располагается кладбище. Самая старая его часть - юго-западная. Здесь сохранилось 3 могилы с голбцами, на 2-х из которых есть медные иконы.
В южной части деревни в 20-25 м от дороги по западному порядку растет старая сосна, почитаемая местными жителями святою.
 "
Около сосны стоит относительно целая изба. Живет ли в ней кто - сомневаюсь...
D:\Dropbox\Photos\староверы_рт\IMG_2915_новый размер.jpg
Как и во многих других местах такого плана, в Улангере стоит крест
А так выглядела эта местность когда-то
D:\Dropbox\Photos\староверы_рт\ulanger_3_новый размер.jpg
А вот и то, что осталось от Осинковского единоверческого монастыря, я так понял, на данный момент он потихоньку реставрируется и восстанавливается.
D:\Dropbox\Photos\староверы_рт\IMG_2928_новый размер.jpg


D:\Dropbox\Photos\староверы_рт\IMG_2930_новый размер.jpg

D:\Dropbox\Photos\староверы_рт\IMG_2932_новый размер.jpg

D:\Dropbox\Photos\староверы_рт\Osinki_новый размер.jpg

    Памятные места нижегородского старообрядчества – очень важные вехи нашей истории, истории родного края, и забывая про такие святые места, мы забываем свою историю, истинную историю, истинный быт, истинные традиции, которые до сих пор сохраняют немногочисленные старообрядцы.

    Многие из этих объектов состоят на государственном  учете и охране, однако состояние их оставляет желать лучшего. В связи с вырубкой лесов, вымиранием деревень, нежеланием людей сохранять свои традиции и помнить свою историю, буквально через 10 лет мы полностью потеряем эти места. Мы не должны этого допустить! Даже сейчас мало кто из самих жителей может показать все скиты и могилы мучеников. Для всех этих мест я сохранил точные GPS-координаты, так что именно с ними не должно быть проблем, однако есть много других, которые мне, к сожалению, найти не удалось….                                                              Приблизительная карта тех мест        

ПАО "Ростелеком" - национальная телекоммуникационная компания - крупнейший универсальный оператор связи.