Донской Алексей
Николаевич
Музей трактора — в России один
такой!
А знаете ли вы, что ещё в 30-е
годы Россия экспортировала трактора в Европу?
А что первый в мире гусеничный трактор создан в России?
И изобрёл его бывший крепостной крестьянин, и даже получил патент?
Узнаете у нас в Чебоксарах.
Уже на въезде в город гостей встречает вот такой трактор:

Эта композиция недвусмысленно намекает на то, что здесь находится один из крупнейших
тракторных заводов России:

Чебоксары. Вид на Промтрактор и Новоюжный район
А ещё у нас есть единственный в России музей
истории трактора!
Сюда обязательно надо приходить с детьми.
Здесь громадное количество экспонатов в формате игрушки:

А в залах музея показана вся история механизации сельского хозяйства.
Самым большим переворотом в этом деле была, безусловно, соха. Она позволила
сделать земледелие массовым и достаточно производительным.
Затем долгие тысячелетия были только усовершенствования самого ножа,
вспахивающего землю.
Да ещё кузницы были необходимы, чтобы лошадь подковать.
А потом настало время техники. Семимильными шагами развивалась металлургия и прочая промышленность.
Оказалось вполне естественным заменить движущую силу лошади на силу паровой
машины: «27 марта 1878 года
русский крестьянин Ф. Блинов подал заявку на получение патента на изобретенный
им „вагон с нескончаемыми рейками“… Трактор Блинова имел паровой двигатель и двухгусеничную ходовую систему».
Так был изобретён и создан первый в мире гусеничный трактор:

В 20 веке для ремонта и обслуживания уже потребовались мастерские с серьёзными
станками.
Всё это показано в музее; причём упомянутая выше кузница вполне рабочая, в ней
молодожёны могут даже сами выковать подкову на счастье! :)
Конечно, музей не обходится и без модных сегодня интерактивных проекторов.
Но и традиционных экспонатов много.
В следующем зале показано настоящее.
Вот трубоукладчик, который выпускается Промтрактором на базе того же шасси
(единственный аппарат, за рулём джойстиком которого я так и не посидел):

Да-да, управление у всех новых тракторов, экскаваторов и других машин сегодня
не то, что раньше. Сплошь компьютерные интерфейсы!

Ну и, разумеется, плох тот солдат, который не мечтает стать генералом.
То есть пора думать и о будущем:

В самом большом зале располагаются исторические экспонаты — российские и зарубежные тракторы всех времён, которые только удалось собрать.
Собрали немало:

Несмотря на то, что первый трактор был в России, Америка, которая от первой
мировой войны получила одни доходы, раньше сделала сельское хозяйство
промышленным. Вот её трактора:

Тем не менее, и в России индустриализация принесла свои плоды. Посмотрите,
например, на трактор «Универсал», который производился в 30-е годы и экспортировался в Голландию, Иран и Турцию. Выпускал завод «Красный
Путиловец» с 1934 по 1940; затем эвакуированное производство было запущено
в 1944 на Владимирском тракторном заводе:

Эти «олдскульные» трактора были построены по «ковбойскому»
принципу, сидеть на них надо практически верхом (хотя на лошади не в пример
просторнее). Человеку моего роста на таких машинах работать никак не можно —
упираются коленки!

Гораздо удобнее был долгожитель КД-35 Липецкого тракторного завода, который
выпускался с 1944, и до 1973 года производились широко используемые его основные
узлы:

Впрочем, и более современные гусеничные машины не отличались эргономикой и роскошью интерьера:

Ну вот где ещё вы можете посидеть за рычагами таких редкостных экспонатов?!
Кстати, утверждают, что большинство их них восстановлены до рабочего состояния.
Здесь можно также познакомиться с внутренним устройством основных агрегатов
трактора:

И каждый найдёт себе экспонат по душе:

Кстати, на базе музея истории
трактора «26 сентября — 3 октября
2014 в Чебоксарах, в столице российского промышленного тракторостроения, в четвертый раз проводится конкурс изобретателей и новаторов „Кулибин XXI века“.
Задачей конкурса является привлечение ученых, изобретателей, рационализаторов, инженерно-технических
работников и рабочих предприятий, организаций и учреждений всех форм
собственности к решению актуальных проблем машиностроительной отрасли за счет
разработки и внедрения в производство новых технических решений, изобретений,
полезных моделей и рационализаторских предложений.
В этом году он проводится в двух номинациях:
— тракторная техника
— сельскохозяйственная техника и орудия»
Ну, раз проводится, значит, есть и участники, и спрос. Что радует!
Более полный оригинал: http://alexey-donskoy.livejournal.com/137310.html
Другие публикации по теме:
·
Чебоксарский тракторный
— большая экскурсия;
·
Литейное производство.