баннер на главной

Конкурс проводился
с 14 июля по 26 сентября 2014 года

Пароль

Овчинников Дмитрий Алексеевич

03.09.2014 13:44

Удмуртская Республика

Камско-Воткинская железная дорога

Камско-Воткинская железная дорога

Камско-Воткинская железная дорога была первой ширококолейной железнодорожной линией в Удмуртии, открытой Воткинским заводом ещё в 90-е годы XIX века. Обусловлено это было тем, что реки тогда ещё имели важное, на порядок большее, чем сейчас, значение в транспортном плане и заводу необходима была надёжная связь с ближайшей транспортной артерией, каковой была Кама. Длина этой, тогда ещё локальной железной дороги от завода до пристани Галёво на Каме составила на момент постройки 18 километров.

В 1919 году в Воткинск, через Ижевск, пришла уже «большая» железная дорога, город (и завод в том числе) получил выход в основную железнодорожную сеть страны и значение пути до Камы несколько упало. В следующий раз это значение снизилось уже в 1950-е годы, когда была построена Воткинская ГЭС, и появившееся водохранилище затопило пристань Галёво и часть линии. Тогда дорога сократилась на 4 километра, до станции Беркуты, перестала иметь выход к воде и стала выполнять ещё меньше задач: в основном это была перевозка пассажиров — жителей близлежащих деревень, дачников, грибников, туристов. В таком виде и с такой функцией железная дорога существовала до 2004 года, когда и была почти полностью разобрана. На сегодняшний день от первоначальной железнодорожной линии действующим остался участок длиной в 3 километра.

Начало своё дорога берёт на неприметной станции Камская, что на окраине города Воткинска.

Здесь сейчас установлен памятник в виде колёсной пары и мраморной таблички, которая гласит «Воткинским заводом 11 (24) октября 1896 года до станции Галёво открыта первая в Удмуртии железная дорога широкой колеи».

Отсюда можно и начать прогулку по этой линии.

Первые километры, впрочем, будут не очень увлекательны: как и всякие железнодорожные пути на окраинах городов они, почему-то проходят не в самых живописных местах, мимо пыльных промышленных зон. Однако уныние окрестностей можно компенсировать осознанием того, что эти пути вдоль заборов и есть последний участок основного хода исторической дороги.

Эти пыльные заборы, впрочем, быстро закончатся и вскоре откроется замечательный вид на удаляющийся Воткинск.

Дальше — мост через реку Сива. А вернее даже — два моста. Один из них — действующий, по нему проходят рельсы, а второй — старый, оставленный здесь специально, в качестве памятника.

Правда вот пройти по памятному мосту на другой берег будет опасно — никакого настила там нет, поэтому лучше перейти по мосту современному.

Через полкилометра после моста рельсы уйдут в сторону — в один из отдалённых цехов завода. Раньше это было просто ответвлением, теперь — единственный использующийся путь.

Мы же отправимся туда, куда шла линия сто лет назад. Сейчас на месте развилки уже практически нет следов стрелки, бывшей здесь ещё десять лет назад.

Дальше в сторону Камы бывшая железная дорога выглядит как обыкновенная автомобильная колея и лишь строгая железнодорожная прямота пути и большие радиусы поворотов выдают её происхождение.

Кстати, это отличное место для велосипедных прогулок: ровная грунтовая дорога, по которой даже можно комфортно и никому не мешая ехать шеренгой вдвоём. Что может быть лучше?

На многих участках дорога используется и сейчас — как автомобильная. Впрочем, машины там редки и без лишней надобности не ездят.

Через шесть километров после «схода с рельс» дорога приводит в деревню Фертики, которая в 2004 году с исчезновением железной дороги лишилась и общественного транспорта.

В Фертиках был мост через речку Удёбку, каменные сооружения от которого остались на берегах и поныне. Самого моста, однако, не стало вместе с рельсами. Здесь придётся перейти вброд или обойти. Мост, если что, есть в самой деревне.

Сразу после моста, если мы движемся из Воткинска, когда-то была станция. Ещё десять лет назад здесь толпились, ожидая поезда, дачники. Сейчас от следов станции не осталось и следа, а многие дачники так и побросали свои огороды, потеряв поезд и железную дорогу.

После Фертиков дорога снова ныряет в лес, продолжая радовать туристов ровностью, прямолинейностью и железнодорожными пейзажами, в которых не хватает только самой железной дороги.

В деревне Беркуты, куда дорога выходит из леса, след её существования совсем теряется. Только лишь зная нитку маршрута можно отследить, куда шла дорога в начале XX века. Теперь здесь Воткинское водохранилище.



Ощущения от того, что здесь, где так мало уже говорит о былом, ещё совсем недавно, каких-то 10−11 лет назад, шли поезда — очень странные. И даже те, кто ездил на этих поездах — не старожилы, а ещё вполне молодые люди. И до сих пор находятся даже люди, кто только сечас, в эти дни узнаёт о том, что железной дороги, по которой, как им кажется, они ещё недавно ездили — уже нет.

Неужели так немного надо времени, чтоб ничего не осталось?

ПАО "Ростелеком" - национальная телекоммуникационная компания - крупнейший универсальный оператор связи.