Конкурс проводился
с 14 июля по 26 сентября 2014 года

Пароль

Курятников Андрей 

11.08.2014 19:12

Нижегородская область

Эрзянские святыни Нижегородской области

Рассказ о поездке выходного дня по Мордовским (Эрзянским) святилищам Лукояновского района Нижегородской области: Священной рощи «Явлей», Этнопарка «Эрзянь Мастор», Священной рощи «Лукаш», Алтарного камня предков, кургана «Кшекуравай», а также посещении «Кипячего» источника, Серафимо-Понетаевского монастыря и усадьбы Карамзина.

Кто были коренные жители нижегородской земли до прихода славянских племен? Думаю, большинство нижегородцев ответит, что это мордва. А люди, которые разбираются в истории немного глубже, добавят, что тут с незапамятных времен жил народ "Эрзя" или "Эрзяне". В принципе, как сообщает энциклопедия, Эрзяне это и есть этническая группа мордвы, составляющая большую часть. Но есть исследователи, выделяющие эрзян в отдельный мордовский народ наряду с мокшанами. У эрзян есть свой язык - эрзя́нский, относящийся к финно-волжской подгруппе уральской семьи.

Как и мордва эрзяне были и частично остаются язычниками.

Эрзя не строили и не строят церквей или каких то других культовых сооружений. Для них весь мир - величественный божественный храм. Однако, для того что бы осуществлять общинные моления (т.н. Озксы) жрецами, по каким-то, только им видимым признакам, выбирается особое место - Место Силы. Места Силы в зависимости от функций различались на Озкскужо (т.е. открытый участок или поляна для молений), Репештя (роща или огороженный лесом участок), Ознумалей, (источник воды) и Март-Эрямопанд (т.е. центральное святилище, куда собираются несколько общин на ежегодные моления, маар, (курган), святые деревья, камни и т.д. В своих местах силы эрзяне приносят жертвы, поют песни и просто общаются. В Нижегородской области, наиболее компактно эрзяне проживают на территории Арзамасского и Лукояновского и других районов.

Мы уже были на некоторых из Мордовских (Эрзянских) священных мест: Эрзянская священная роща Касанихинское мольбище; Эрзянская священное урочище мольбище у деревни Инютино(Богородский район):

Тропинка через ручей. Слева - святой колодец Эрзянская священная роща Касанихинское мольбище

Эрзянское священное урочище «Моляны» с древним мордовским святилищем – Грановым (Молянским) камнем.(Ардатовский район):

Первый взгляд на древнее мордовское святилище -огромный валун,с названием Грановой, или Молянский камень

На этот раз мы решили посетить Эрзянские святые места места в Лукояновском районе: Священная роща Явлей, Священная роща Лукаш (Лугакужо) на территории которой еще есть священный источник Лукаш и Алтатный камень предков, а также посетить священный Маар (курган) Кшекуравай.

 В одни из выходных в середине августа 2013 г. мы рано утром, выехали из Нижнего Новгорода в сторону Лукояновского района.
Посетив по дороге мемориальный комплекс с могилой Ленинградской пионерки Тани Савичевой

 Вечный огонь. Фото 2 Могила ленинградской пионерки Тани Савичевой в Шатках. Фото 1 Шатки. Мемориал к 40-летию Победы. Фото 5

и источник Кипячий ключ в Шатках,

проехав  Лукоянов, мы направились на разведку дороги к Священной рощи Явлей

Попытка побывать в священной роще Явлей удалась лишь отчасти. Согласно карте Яндекс между деревнями Чиргуши и Нехорошево через эту рощу проходит дорога, которой на самом деле ее нет!! Попасть в рощу Явлей со стороны Чиргуши даже пешком невозможно, придется преодолевать заболоченную речку Ежать. Со стороны деревень Пичингуши и Нехорошево есть полевые дороги, но после прошедших дождей искать их мы не решились, а если  идти пешком, то по расстоянию это будет почти одинаково, как от этих деревень, так и от имеющейся асфальтовой дороги Лукоянов - Болдино, на участке Большая Аря - Большое Маресьево, недоезжая д. Елфимово. Была сделана попытка дойти до рощи Явлей с Болдинской трассы.

Заброшенные черноземные поля, о которых можно судить по чернейшим муравьиным земляным кучам, сильно заросли березами и густой высокой травой. С большим трудом удалось приблизиться лишь на расстояние 2.5 км (пройдя от дороги всего около 700 м.) и удовольствоваться несколькими сделанными обзорными фотографиями, правда с такого расстояния роща Явлей просматривается довольно хорошо и полностью:

Мордовская священная роща Явлей. Вид с дороги Лукоянов-Болдино 3 км. Фото 1

Мордовская священная роща Явлей. Вид с дороги Лукоянов-Болдино. 2.5 км. Фото 2

Для того, чтобы дойти до самой рощи, потребовалось бы еще много времени, которого у нас не было, ведь впереди еще предстояло побывать в священной роще Лукаш и на кургане Кшекуравай.

 Поиски священной рощи (Репештя) Лукаш (Лугакужо) не предоставил никаких трудностей. Стоило свернуть с дороги Лукоянов - Гагино у Пенькозавода на Новоселки, как почти сразу слева по дороге появился Этнопарк Эрзянь Мастор: очень красивые деревянные скульптуры,

Мордовская священная роща Лукаш (Лугакужо). Этнопарк Эрзянь Мастор. Фото 5

Мордовская священная роща Лукаш (Лугакужо). Этнопарк Эрзянь Мастор. Фото 6

 столы для отдыха,

 памятник предкам

 Памятник предкам нижегородской земли Эрзя. Фото 2

 Там же находится и священный источник (ознумалей) Лукаш:

Святой родник Лукаш

 По имеющимся объявлениям на эрзянском языке понятно, что здесь часто проходят различные праздники, слеты с конкурсами песен и плясок.

Стоит еще немного проехать в сторону Новоселок, как справа на обочине появится табличка Лукаш (Лугакужо):

У поворота к алтарному камню предков

Мы свернули от нее направо и добрались до середины леса с установленной там табличкой:

Табличка у начала тропы к алтарному камню предков

(после дождей половину пути пришлось пройти пешком). 
От таблички начинается тропа вглубь рощи к Алтарному камню предков:
Алтарный камень предков
 
Это небольшой валун, на котором, как считается, раньше приносили жертвы, рядом с ним имеется табличка и столик для подношений:

Табличка у алтарного камня предков Столик у камня Алтарный камень предков. Фото 3

Действительно приносились ли на этом камне жертвы? Координаты камня составили: 55°05'08"N 44°44'74"E

Красивые деревянные скульптуры в этнопарке Эрзянь Мастор, святой источник Лукаш, довольно легко найденный алтарный камень предков- все очень понравилось. Чувствуется, что это были действительно древние святые места для живших здесь еще задолго до русских народов эрзя.

Осталось посетить последнее святое место Маар (курган) Кшекуравай.

Вернувшись к Лукоянову, мы направились в сторону деревни Березовка - бывшей огромной деревни, в которой совсем недавно отмечалось ее 300-летие. Но сейчас в ней живет не более 5-7 дворов. По имеющимся у нас координатам до кургана было всего около двух км, и мы, оставив машину на автобусной остановке, где кончается асфальт, пройдя по насыпи Березовского пруда, направились по раскисшей полевой дороге в сторону кургана. Свернув с дороги к лесу, мы пошли вдоль него.

К нашему удивлению по имеющимся у нас координатам 55°10'17"N 44°26'56"E мы нашли Озкскужо (т.е. открытый участок или поляна для молений):

Мордовское святилище в 760 метрах к югу от кургана Кшекуравай. Фото 7

древние идолы, практически разрушенные ворота, столики для подношений, древние дубы.

Мордовское святилище в 760 метрах к югу от кургана Кшекуравай. Фото 1 Мордовское святилище в 760 метрах к югу от кургана Кшекуравай. Фото 2 Мордовское святилище в 760 метрах к югу от кургана Кшекуравай. Фото 4

Все говорило о том, что здесь было когда-то тоже Эрзянское мольбище. Но где же сам Курган Кшекуравай?

Пришлось еще раз вернуться в деревню с надеждой узнать дорогу у местных жителей. Как я уже говорил жителей в Березовке осталось очень мало и после неудачных разговоров с двумя очень старенькими бабушками нам крупно повезло - нам попался местный житель Саша, только что вернувшийся из леса с полной корзиной лисичек.
Саша объяснил, что то, что мы нашли - действительно какое-то эрзянское мольбище, там еще есть заброшенный святой колодец (который мы не видели). Местные жители называют это место "Спорное" (возможно эта земля была когда-то спорной между соседним поселениями).

Чтобы найти курган, продолжил Саша, надо было сразу, как мы подошли к лесу с востока через поле, не двигаться вдоль него, а зайти на север в лес по первой дороге, метров через 700 там должна быть старая просека, повернуть на нее налево, метров через 200 будет стоять идол: если встать к нему лицом, то курган будет слева метрах в 150.

Если бы не Саша, мы бы ни за что не нашли этого кургана, но даже имея довольно подробное описание дороги, с учетом того, что все дороги заросли и завалены, а просека практически не заметна, найти Кшекуравай было довольно сложно. Потратив около двух часов, налазившись по завалам и густому лесу, мы наконец натолкнулись на идола (вырезанного из дерева дедушку) с прибитой доской с названием кургана:

Указательный идол. Курган (маар по-эрзянски) Кшекуравай налево от него около 150 метров

Найти сам курган было уже проще. От этого идола до кургана попались еще два указывающих дорогу идолов:

Еще один указательный идол. До кургана Кшекуравай около 80 метров

 И вот наконец сам Маар (курган) Кшекуравай:

Курган Кшекуравай. Фото 2

Вот, что пишется про этот курган на сайте мистических мест Нижегородской области:

Курган (т.е. маар) "Кшекуравай" - небольшой природный комплекс рядом с деревней Березовка. В переводе с эрзянского Кшекуравай - "горбушка хлеба". Он представляет из себя небольшой холм (приблизительно около 30 метров в диаметре) сложенный из привозной родовой земли, сложенный в виде хлебного каравая. Многие века он является центром эрзянской земли, Родиной, местом, где живут духи предков всех поколений эрзя. Все общины привозили землю со своих угодий и складывали её в единый курган, символизирующий единство. Здесь проводилось и проводится главнейшее событие для всего этноса - Всенонородый Озкса. Это съезд (т.н. Промкс) всех верховных жрецов и старейшин общин. На кургане устанавливается и зажигается огромная восковая свеча Штатол ("ось мира"), которая символизирует единение миров, живущих сейчас, душ умерших предков и Бога. Все прибывающие на Озкс люди приносят горсть земли и кладут в курган. В оврагах неподалеку бьет множество родников и берет начало река Астра.

Да, по-видиму велико было значение этого кургана для народов Эрзя.

 Но, чтобы вышеупомянутые праздники, как говорится "Всенародные Озксы" проводились здесь сейчас, совсем не похоже. Курган зарос густым лесом дороги и подходы к нему тоже. Возможно, раньше вокруг него была большая поляна с удобными подходами. Сейчас все говорит о том , что в последние годы он очень мало посещаем.

Действительно курган имеет явно искусственное происхождение, размеры его, как и написано, действительно около 30 метров в диаметре, высота около 3-4 метров, и это на ровном месте!! (из-за того, что курган сильно зарос лесом, получить представление о нем по фотографии довольно сложно).На плоской вершине установлена мраморная табличка с его названием:

На вершине кургана Кшекуравай

Рядом видны следы каких-то раскопок, возможно, какие-то "следопыты" пытались здесь чего-то найти. 

На вершине кургана Кшекуравай. Видны попытки раскопок Курган Кшекуравай. Фото 3 Курган Кшекуравай. Фото 4

 Координаты Кургана составили: 55°10'59"N 44°26'58"E. По навигатору  он оказался приблизительно в 760 метрах к северу от обнаруженного Эрзянского мольбища «Спорное». В общем, нам очень повезло, что мы вообще смогли его отыскать. Думали, что на поиски Кургана уйдет 1,5-2 часа , а потребовалось 4-5 часов, и это при начавшейся после продолжительных дождей душной жаре и полчищах комаров и слепней (особенно в темном, сыром лесу).
Все, что было запланировано на этот день, мы посетили, более того, мы побывали в  этнопарке Эрзянь Мастор и нашли Эрзянское мольбище "Спорное" южнее Кургана Кшекуравай, о существовании которых мы даже не предполагали.

Уже около 8 часов вечера усталые, но довольные мы остановились на ночевку рядом с небольшим прудом, отъехав немного от Березовки.

На следующее утро по возвращении домой мы немного свернули у Шатков с трассы и заехали посмотреть на Серафимо-Понетаевский монастырь в Понетаевке и усадьбу Карамзина в Рогожках.

Понетаевский монастырь поразил своим архитектурным ансамблем, особенно своей  величественной колокольней:

Серафимо-Понетаевский монастырь

(Понетаевский монастырь сейчас называется Скит Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря. На территории его открыт приход с действующими храмами:Всех Скорбящих Радость, Сергия Радонежского.

Храм Всех Скорбящих Радость Храм Сергия Радонежского (верхний), Серафимо-Саровского (нижний)

Но большую часть территории бывшего монастыря уже много лет занимает психоневрологический интернат:

Бывшие кельи, сейчас корпуса Понетаевского психоневрологического интерната На территории Понетаевского Монастыря. Фото 2 Общий вид на территорию Серафимо-Понетаевского Монастыря
  Доехав до трассы Первомайск-Арзамас, мы прогулялись по аллее и парку усадьбы Карамзина в селе Рогожка:

Аллея в приусадебном парке Приусадебный парк

посетили его могилу, где он похоронен вместе с супругой,

Могила супругов Карамзина А.Н. и Оболенской Н.В., фото 4 Могила супругов Карамзина А.Н. и Оболенской Н.В., фото 5

посмотрели  на сохранившиеся строения, пруд с плавающей беседкой

Главный пруд с плавающей беседкой, фото 2 Усадьба А.Н. Карамзина Усадьба А.Н. Карамзина, фото 3

Довольные насыщенно проведенными выходными и полученными впечатлениями, мы уже без остановок вернулись в Нижний Новгород, проехав через Арзамас с его красивейшими храмами.

Благовещенская церковь. На переднем плане Церковь Владимирской иконы Божией Матери. Арзамас

Нижегородская обл. Сезон 2014. Часть 2. Фото 159

 

ПАО "Ростелеком" - национальная телекоммуникационная компания - крупнейший универсальный оператор связи.