лого

Конкурс проводился
с 22 июля по 30 сентября 2013 года

Пароль

Ракшин Олег Александрович

16.09.2013 14:54

Самарская область

О чем молчат камни?

О чем молчат камни?

 

Мы воспринимаем камни как нечто обыденное, а ведь когда-то наши предки думали о камнях как о проявление божественной силы. Ученые считают, что поклонение камню было самым первым религиозным ритуалом и отголосок этого ритуала сохранился в мифах и легендах народов Поволжья... Возможно впервые, я расскажу о сакральных камнях на территории Самарского края и о легендах, связанных с ними.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Деревня Смолькино.

Наш путь лежит в Сызранский район, в старинную чувашскую деревню Смолькино, где долгое время сохранялся ритуал омовения камней, вызывающий дождь. Эти камни фигурировали в краеведческой литературе еще советской эпохи. Но в справочниках, по понятным причинам, их магический характер не упоминался.


Один из камней необычной формы.

Отмечалась лишь необычная форма валунов и всё. «Белая лошадь» – так называли центральный камень группы местные жители. Вокруг Белой лошади находилось несколько групп камней. Все они имели оригинальные контуры. «Белой лошадью» главный ритуальный камень величали не просто так. Он действительно был похож на коня, который лежал на земле, подогнув ноги. Одна половина  камня  была обработана очень чётко, там были вырезаны мельчайшие детали -  седла, стремян, уздечки. Вторая половина была практически не обработана, но на этом боку лошади была выбита система из нескольких таблиц, которые  проявились после того, как «лошадь» обливали водой.

Смолькинцы знали о существовании «Белой лошади», по крайней мере, с начала 20-го века. В 30-х годах, по рассказам старожилов, ответственные товарищи давали указания работникам рядом расположенного леспромхоза уничтожить камни. Но выполнять приказы люди не спешили. Считалась, что камни трогать нельзя. Шепотом передавались слухи о том, что городские гости и жители других деревень, бывало, садились верхом на «лошадь», после чего погибали при загадочных обстоятельствах...


Проводник

Хотя урочище «Белая лошадь» известно давно, без проводника найти его нереально. Но мне повезло, я нашел провожатого, который любезно согласился показать поляну с загадочными камнями. До святилища мы добирались примерно минут тридцать.

Оно располагалось на небольшой  возвышенности посреди соснового леса. Очень красиво и...очень холодно! Да, да. Первое, на что обратил внимание — это на холод, идущий из-под земли. Стало как-то совсем неуютно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На ритуальной поляне очень холодно.

Белой лошади на поляне не было. Как оказалось, осенью 2008 года о ритуальном камне рассказали на одном из каналов самарского телевидения. А уже через неделю после эфира на поляну кто-то пригнал тяжелую технику и вывез практически все камни. Местные жители обратились за помощью в милицию, но им ответили в том духе, что, мол, камни не являются памятниками истории и культуры искать их никто не будет. Формально милиция права. Жалко, что историки должным образом не отнеслись к просьбам краеведов зафиксировать и изучить урочище Белой лошади. Пожалуй, загадочный камень мог бы стать одним из главных экскурсионных объектов Самарской области... Сейчас на урочище «Белой лошади» еще остались небольшие камни причудливой формы.

Но загадки Смолькино на этом не заканчиваются. Здесь, среди древних скал-останцев, существует другой любопытный объект, известный местному населению как камень «Бабай-тюалле».

Вот он. В переводе с чувашского языка «Бабай-тюалле» означает «Камень предков». На одной из сторон камня нанесены загадочные солярные символы. Чтобы лучше их рассмотреть, я облил камень водой.

На камне проступают знаки: на верхней части - равнобедренный треугольник. Вершины треугольника венчают солярные знаки – круги. Круги соединены вместе прерывистыми линиями. По мнению исследователей, круг в правом нижнем углу треугольника символизирует восходящее солнце. Следующий круг – солнце в зените. И круг в левом нижнем углу - солнце заходящее. «Зубчики» обращенные друг другу, это – небо, изливающее на землю дождь.

По рассказам местных жителей, до того момента, когда «Бабай-тюалле» был опрокинут, климат в районе Смолькино был несколько иной - более влажный, достаточно часто шли теплые дожди. Жители могли выращивать теплолюбивые и влаголюбивые культуры. После того, как камень уронили, стало более засушливо, более жарко, в результате от многих культур, в том числе и от арбузов, пришлось отказаться.

Если стоять перед «Бабай-тюалле», то за спиной будет урочище Гремячий и река Уса,  в которой ещё пятьдесят лет тому назад водилась царская рыба — форель. Кстати, свою деревню смолькинцы называют по-чувашски Асапус, то есть «исток Усы». А  почему урочище называется Гремячий? Говорят, что если прислушаться, то в этом районе  можно услышать некий подземный рокот. Но Гремячий - это современное название. Местные жители называют урочище «кереметь». «Кереметь»  – место, огороженное частоколом, в котором обитает одно из главных божеств чувашей – Кереметь. По силе, говорят чуваши, оно равно Верховному Богу - Тёра. И территория керемети выбирается не случайно. Здесь должна быть гора, сосновый лес и водный источник, камни причудливой формы.

Всё, как в нашем случае. По правилам, кереметь размещали в трех километрах от населенного пункта. И возможно, камень «Бабай-тюалле» - это знак на межевой черте, между Кереметью и Смолькино, за которую непосвященным заходить не желательно.

Сызранский район – не единственное место на карте нашей области, где находятся удивительные каменные объекты. О группе ритуальных камней нам рассказали жители села Исаклы. Камни находятся сравнительно недалеко от населенного пункта. На первый взгляд это - просто земляная насыпь, по краю которой раскиданы валуны. Любопытную версию, связанную с этими каменным комплексом нам рассказали местные жители.

Около семисот лет назад здесь, на территории будущей Самарской области, произошло одно из самых крупных сражений средневековья. Историки называют эту битву «сражение на реке Кондурча». В кровавой схватке сошлись войска Тимура Тамерлана и золотоордынского хана Тохтамыша. Как сообщают летописцы, Тохтамыш не был готов к вторжению в Золотую Орду войск Тамерлана. Намереваясь измотать противника, он начал отступление, предоставив тем самым Тамерлану возможность развернуть силы и прижать ордынские войска к Волге, перейдя реку Кондурчу. Место произошедшей битвы является спорным, но результат сражения известен. Войска Тохтамыша были разгромлены.

Не все воины золотоордынского хана полегли на поле брани. Часть спаслось бегством. По имеющейся информации, одного из башкирских ханов, вассалов Тохтамыша, вынесли с поля боя верные слуги. Но хана не довезли до родного жилища - он скончался от ран. Башкирские воины похоронили его где-то здесь, поставив над могилой группу ритуальных камней. На протяжении веков, якобы, сохранялся следующий ритуал: сотня воинов на лошадях белой масти, приезжали на место захоронения, отдавая дань уважения соплеменнику. В XIX веке ритуальные камни неоднократно разрушали христианские миссионеры, но их вновь восстанавливали. В советское время башкиры приезжали сюда уже не на белых лошадях, а на машинах белого цвета. Сохранился ли этот ритуал в настоящее время, не известно. Относится к этой удивительной истории  можно по-разному, но вот, что интересно - буквально через дорогу от капища находится холм, где на протяжении столетий и даже в советское время чуваши окрестных населённых пунктов проводили общественные моления. По-чувашски это моление называется «учук». Значит, территория эта действительно имеет некое сакральное значение?

Нам так же рассказали, что ранее эти камни имели целостный вид. Однако один из деревенских трактористов, пребывая в пьянственной задумчивости, решил, что под ритуальным комплексом спрятаны сокровища. Трактором попытался растащить камни, но оказалось, что основание, на котором стоят камни, выложено плитами. Кладоискателю пришлось уехать ни с чем.

Загадка древнего башкирского комплекса еще ждет своего исследователя. А наш путь лежит на север Самарской области в древнюю эрзянскую деревню Вечканово. По нашей информации, на её окраине до сих пор находится ритуальная поляна — репеште, на которой расположена группа магических камней.

В религиозной практике мокшан и эрзян культа поклонения камню нет. Священными объектами выступает природный комплекс: родник, дерево, овраг, холм. Их совокупность у чувашей называется «кереметь», а у эрзян и мокшан - «репеште». Но, как известно, на территории России в древности проживали иные племена: меря, мещёра, мурома. И у них были культовые центры, главным объектом которых являются камни. У любителей русской истории, названия таких камней на слуху. Возможно самый знаменитый - это «Синий камень» у Плещеева озера близ Переславля.

Молельная поляна в двух километрах от деревни. На это место, обычно на второе воскресенье после Троицы эрзяне приводили жертвенных животных. Моление называлось «Атянь озкс», то есть - «моление стариков». Каждая часть села варила пиво и привозила в бочках пенный напиток на место обряда. Главные объекты репеште - два молельных камня. Один из них - с обработанной стороной, полукруглым краем. На втором сверху выбито нечто похожее на стрелу. Как сказала хранительница репеште, именно на нем резали жертвенных животных. Кровь спускали в яму под камнем. А между камнями устанавливали столб, на котором вешалась икона — но это уже поздняя интерпретация ритуала, когда его языческие элементы смешались с православными верованиями.

Молились, обернувшись лицом к востоку, стоя на коленях перед столбом. В молитве люди просили у Нишкепаза тихого дождя, защиты урожая от ветра и града, а так же здоровья тем, кто возделывает землю. Просили не допускать в деревню болезни, злонамеренных людей и таких, кто может сглазить урожай. За сотни лет молитва почти не изменилась.

Археологи во время раскопок на территории Самарской области часто встречают камни, которые можно отнести к культовой стороне жизни человека. И отношение ученых к таким находкам особое. Достаточно сказать, что многие археологи принципиально не выходят на раскопки могильников. А те, кто сталкивается с такой работой, отмечают, что в это время в нашем материальном мире что-то начинает происходить. Например, как только археологи доходят до центрального захоронения, до самого сакрального места кургана, всегда, какая бы не стояла погода - безоблачная, сухая - всегда погода портится. Начинает идти дождь, дует ветер и всякие природные катаклизмы - гром и молнии...

К сожалению, большинство древних ритуалов восстановить невозможно. Но остаются легенды о сакральных камнях, да и самих эти молчаливые свидетели древних верований еще встречаются на территории Самарской области.

ПАО "Ростелеком" - национальная телекоммуникационная компания - крупнейший универсальный оператор связи.